Сколько оставлять чаевых и как правильно оставлять чаевые

Чаевые

В России за последние 30 лет сложилась довольно особенная культура чаевых. Кто-то к ней относиться равнодушно, других она серьезно раздражает. В любом случае, с чаевыми приходится сталкиваться постоянно практически каждому человеку.

Мистер розовый чаевые

Кому в России оставляют чаевые

В этом вопросе мы недалеко ушли от других стран, хотя кое-какие отличия все-таки имеются:

Официанты. При слове “чаевые” практически каждому приходят на ум именно работники общепита. В отличие от США и нескольких других западных стран, где привязка чаевых обычно идет к размеру счета (10-20%), в России их чаще оставляют фиксированной суммой на свое усмотрение (50, 100, 150р и так далее). (Не все, конечно, некоторые аналогично используют процент от счета.).

Таксисты. Здесь, скорее, чаевые в виде “сдачи не надо”, хотя многие приложения уже позволяют оставить на чай даже с помощью безналичной оплаты. В отличие от официантов, таксистам “перепадает” далеко не всегда и не от всех.

Заправщики. Обычно это монета в 10 рублей, которую оставляют заправщику до или после заправки автомобиля.

Курьеры (чаще всего – доставщики еды). Распространено значительно меньше. Как правило, фиксированная небольшая сумма сверху (50 руб) или “сдачи не надо”.

Очень редко – барменам, баристам, парикмахерам, фотографам, мастерам по маникюру, горничным. Здесь, скорее, попытка перенять западные привычки.

Статистика в США

Давайте взглянем для начала на США (и порадуемся, что у нас все совсем не так):

Официанты. Чаевые дают 99,5% людей, в среднем оставляют 17-20% от счета. Даже если обслуживание было очень плохим, рекомендуется оставить хотя бы 15% от счета.

Доставщики еды. Оставляют 95% людей, в среднем 2-3$. При плохой погоде рекомендуется “накинуть” побольше.

Еда на вынос (в ресторане). Обычно оставляют 1$ в том случае, если заказ очень большой (на 10 человек, например).

Бармен. Оставляют 98%, в среднем 1$ за пиво, 2$ за коктейль или 15-20% от объемного счета. Чем старательнее и дольше бармен делает напиток, тем больше чаевых ему можно оставить.

Бариста. Награждают чаем 60% людей, обычно просто оставляют сдачу.

Таксист. Оставляет 90% людей, в среднем 10-18% от стоимости поездки. Рекомендуется оставить чаевые побольше, если вы привезли его в такой район, где он вряд ли быстро найдет себе новых клиентов.

Парковщик. Почти все дают чаевые, в среднем 2-4$.

BellMan (тот, кто относит ваши вещи в отеле). Оставляют, в среднем, не менее 5$ или 2$ за каждый чемодан.

Швейцар (вахтер, называйте как угодно) в доме. Здесь существует традиция дарить на рождество 50-100$. Так поступают 95% людей.

Парикмахер/мастер по маникюру и похожие: 15-25% от счета.

Сколько оставлять чаевых в России?

А что в России? Да на самом деле, толком никаких исследований не было. В пример можно только привести исследовательскую работу от superjob (ссылка).

Статистика чаевых

При этом, вопрос “сколько оставлять чаевых” в России может быть лишен смысла, поскольку каждый руководствуется больше своими личными убеждениями. Официантам, в среднем, оставляли около 215р, в отелях 250р, салонах красоты 120р, курьерам 100, таксистам 75.

Чаще всего отказываются оставлять чаевые совсем мужчины (22% против 13% у женщин).

Нужно ли оставлять чаевые?

Не обязаны, это точно. Существует множество аргументов как за, так и против. Давайте рассмотрим сначала “За”:

Представители профессий, где принято оставлять чаевые, без них мало зарабатывают. Не то, чтобы это было вашей проблемой, но накинуть сверху не жалко.

Это стимулирует сотрудников работать значительно лучше.

Так исторически сложилось (давление общества, обо мне плохо подумают).

Аргументы против:

У этих людей и так есть заработные платы. Они просто выполняют свою работу.

Если поощрять чаевыми, в следующий раз без чаевых сотрудник будет работать плохо.

Дискриминация (официант будет старательнее обслуживать тех, кто выглядит богаче)

Что-то между:

Чаевые имеет смысл давать в том случае, если человек сделал дополнительную работу, которую мог и не делать. Например, официант не просто принял заказ, а подробно рассказал о каждом блюде. Таксист – помог донести тяжелые сумки до подъезда. Заправщик – протер ваши фары. И тем не менее, “клянчить” чаевые в подобном случае сотрудники не должны, а вы имеете право поблагодарить их и без денег.

Итого

С одной стороны – США, где чаевые возведены в культ. С другой, например, Япония, где денежный бонус могут расценить как оскорбление. Россия – где-то между ними. Именно от нас и зависит дальнейшее распространение культуры чаевых. Будем давать больше и чаще – сотрудники будут их ждать, а работодатели резать оклады. Будем давать меньше – все начнут получать плюс/минус одинаковое обслуживание (и не факт, что хорошее). Привычка, на самом деле, очень спорная и остается на усмотрение каждого человека.

Расскажите друзьям!